Додаток № 2
до наказу Міністерства
освіти і
науки, молоді та спорту
України
від
14.07.2011 № 791
РОСІЙСЬКА МОВА
програма зовнішнього незалежного оцінювання
Объяснительная записка
Программа внешнего независимого оценивания
по русскому языку разработана с учетом
действующей программы по русскому языку для 5-9 классов (письмо Министерства образования и науки
Украины от 23.12.2004 г. №1/11-6611) и 10-11 классов (приказ Министерства образования и науки
Украины от 20.10.2010 г. № 1021).
Программа внешнего независимого оценивания
содержит два /три раздела: 1) «Речь.
Речевая деятельность» («Общение и речь», «Текст», «Типы речи», «Стили речи»); и
2) «Языковые единицы и нормы их употребления» («Фонетика. Графика», «Лексика.
Фразеология», «Состав слова. Словообразование», «Морфология»,
«Синтаксис»); 3) «Правописание» («Орфография»,
«Пунктуация»).
РУССКИЙ ЯЗЫК
Название раздела, темы |
Знание содержания языковых понятий,
терминов, языковых явлений и закономерностей |
Предметные умения и способы учебной
деятельности |
1.
Речь.
Речевая деятельность |
||
Общение и речь |
Тема и основная мысль высказывания. Качества хорошей речи (правильность, логичность,
точность, последовательность, уместность, богатство, выразительность). |
Определять тему и основную мысль высказывания;
воспринимать полно и точно фактическое содержание текста, его соответствие
качествам хорошей речи; отбирать материал для создания речевого произведения,
учитывая качества хорошей речи,
обнаруживать и исправлять недочёты, связанные с нарушением
правильности, логичности, точности, последовательности, уместности, богатства
и выразительности речи в собственном высказывании. |
Текст, его
основные признаки |
Текст, его основные признаки (информативность,
связность, членимость, завершённость, подчиненность всех элементов содержания
и языковых средств раскрытию темы и основной мысли). Тема, микротема,
основная мысль текста. Деление текста на абзацы, тематическое предложение
абзаца. Структура текста (зачин, основная часть, концовка). Средства связи
предложений и микротем в тексте. Виды связи предложений в тексте. |
Определять основные признаки текста; выделять
микротемы, тематическое предложение абзаца; находить структурные части текста
(зачин, основную часть, концовку); выявлять средства связи предложений и
микротем в тексте (повтор слов, синонимы, антонимы, однокоренные слова,
местоимения, видо-временные формы глагола, вводные слова, порядок слов,
речевые обороты, вопросительное предложение); различать виды связи
предложений в тексте (цепную, параллельную). |
Типы речи |
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Сочетание в одном тексте разных типов речи. |
Распознавать типы речи; определять их структуру;
распознавать сочетание различных типов речи в одном тексте; создавать
собственные высказывания, используя различные типы речи. |
Стили речи |
Стили речи: разговорный, научный, публицистический, официально-деловой,
художественный (сфера применения, функции, стилевые черты.) Стилистическая
норма, стилистическая ошибка (речевой недочёт). Особенности языковых средств функциональных
стилей речи (фонетические, лексические, словообразовательные,
морфологические, синтаксические). |
Различать стили речи, определять их функции, сферу
применения, стилевые черты; выявлять особенности и стилистические возможности
языковых средств; создавать письменное высказывание, логически излагая
содержание, подчиняя его теме и основной мысли, избранному стилю и типу речи,
достигать определённую коммуникативную цель. |
2. Сведения о
языке. Языковые единицы и нормы их употребления |
||
Фонетика. Графика. ОРФОЭПИЯ |
Звуки речи: гласные и согласные. Согласные твёрдые и
мягкие, звонкие и глухие. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит. Слог.
Ударение. Гласные ударные и безударные. Основные нормы произношения гласных и
согласных звуков и их обозначение на письме. |
Различать в словах гласные и согласные; безударные и
ударные гласные; звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные; делить слова
на слоги, выделять ударный слог; определять звуковое значение букв в слове; располагать слова в алфавитном порядке; ставить ударение в соответствии с нормами
русского литературного языка; находить и исправлять орфоэпические ошибки и
ошибки, связанные с нарушением норм ударения. |
Лексикология. Фразеология |
Лексическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Добавочные значения
слова: эмоционально-экспрессивное и стилистическое: Группы слов по значению:
синонимы, антонимы, омонимы. Приёмы толкования лексического значения слова. Словарное
богатство русского языка. Общеупотребительные (нейтральные) и слова,
ограниченные в употреблении: диалектные слова; профессиональные слова,
жаргонные, термины. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова
и неологизмы Тематические группы слов. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки,
афоризмы, крылатые выражения. |
Определять
лексическое значение слова, различать однозначные и многозначные слова,
прямое и переносное значение многозначного слова, добавочные значения слова:
эмоционально-экспрессивное и стилистическое; объяснять лексическое значение известных
слов, используя различные приёмы толкования; находить в тексте омонимы,
синонимы, антонимы и слова, относящиеся к одной тематической группе; отличать
омонимы от многозначных слов; определять в тексте исконно русские и заимствованные
слова, устаревшие слова и неологизмы, общеупотребительные и ограниченные в
употреблении слова, опознавать термины, фразеологизмы; правильно и уместно использовать
слова и фразеологизмы в соответствии с их значением, в том числе слова с
переносным значением, с эмоционально-экспрессивной и стилистической окраской;
подбирать к словам синонимы, антонимы, употреблять их для неоправданного
повторения слов, а также для связи предложений в тексте. |
Состав слова. Слово- образование |
Корень, суффикс, префикс и окончание – значимые
части слова (морфемы). Основа слова. Однокоренные слова. Изменение и образование слов. Способы словообразования. Чередование
гласных и согласных звуков. Сложные и сложносокращённые слова. |
Отделять окончание слова от основы,
членить основу на значимые части (морфемы); пользоваться словарём строения
слов и школьным словообразовательным словарем; подбирать однокоренные слова,
слова с одинаковыми префиксами и суффиксами; различать формы одного и того же
слова и однокоренные слова; определять способ образования известных слов;
опознавать слова с чередованием гласных и согласных звуков; опознавать сложные и сложносокращенные слова,
согласовывать сложносокращённые существительные с прилагательными и глаголами;
правильно понимать и использовать в речи слова с учётом лексического и грамматического значения их составных частей. |
Морфология. Имя существительное |
Имя существительное: общее значение,
морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевлённые и
неодушевлённые, собственные и нарицательные. Род. Число. Склонение имён
существительных. Типы склонения имён существительных. Способы образования имен существительных. |
Распознавать имена существительные,
определять их грамматические признаки; находить существительные одушевлённые
и неодушевлённые, собственные и нарицательные; определять род, число, типы
склонения имён существительных; устанавливать способы образования
существительных, указывать значение суффиксов и префиксов, правильно
образовывать существительные; правильно и уместно употреблять в речи имена
существительные (в т. ч. и те, род
и число которых не совпадает в украинском и русском языках), а также существительные
общего рода, существительные, имеющие форму одного числа, падежные формы имён
существительных, формы разносклоняемых имён существительных, несклоняемые
существительные. |
Имя прилагательное |
Имя прилагательное: общее значение,
морфологические признаки, синтаксическая роль. Качественные, относительные и
притяжательные имена прилагательные. Степени сравнения качественных
прилагательных и их образование. Полные и краткие качественные
прилагательные, их роль в предложении. Способы образования имён прилагательных. |
Распознавать имена прилагательные, различать их
грамматические признаки; находить прилагательные качественные, относительные,
притяжательные; формы степеней сравнения качественных прилагательных;
различать полные и краткие прилагательные; определять способы образования
прилагательных, указывать значение суффиксов и префиксов, правильно
образовывать прилагательные; правильно и уместно употреблять в речи имена
прилагательные (в т. ч. формы сравнительной и превосходной степени, краткие
имена прилагательные) |
Имя числительное |
Имя числительное: общее значение,
морфологические признаки, синтаксическая роль. Числительные количественные
(обозначающие целые числа, дробные, собирательные) и порядковые. Числительные
простые и составные. Склонение числительных. |
Распознавать имена числительные, определять их
грамматические признаки; склонять простые и составные числительные; правильно
употреблять в речи сочетания существительных с количественными (в т. ч.
дробными и собирательными) и порядковыми числительными. |
Местоимение |
Местоимение: общее значение,
морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений (личные,
возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные,
притяжательные, указательные, определительные). Склонение местоимений. |
Распознавать местоимения, указывать их
грамматические признаки; различать разряды местоимений (личные, возвратное,
вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные,
указательные, определительные); склонять и правильно употреблять в речи
местоимения (в т. ч. для связи предложений в тексте); уместно использовать
местоимения сам, свой, их для обозначения принадлежности, местоимения Вы, Вам как форму вежливости. |
Глагол |
Глагол: общее значение,
морфологические признаки, синтаксическая роль. Неопределённая форма
(инфинитив). Переходные и непереходные глаголы. Вид глагола. Наклонение
глагола (изъявительное, условное, повелительное), образование глаголов
повелительного и условного наклонения. Время глагола. Лицо и число (в
настоящем и будущем времени), род и число (в прошедшем времени) глаголов. І и
ІІ спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Способы образования глаголов. |
Распознавать глаголы, определять их
грамматические признаки; определять неопределенную форму глагола, переходные
и непереходные глаголы, наклонение глагола (изъявительное, условное,
повелительное), время и спряжение глагола, безличные глаголы; устанавливать способы образования глаголов,
указывать значение суффиксов, образовывать глаголы; правильно спрягать и уместно
употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные
глаголы, безличные глаголы, глагольные словосочетания, в которых допускаются
ошибки в форме зависимого слова (в т. ч. и словосочетания, различающиеся в
русском и украинском языках), личные формы разноспрягаемых глаголов, формы
повелительного наклонения от глаголов положить, класть, вынуть, не портить,
лечь и др.; уместно использовать формы настоящего и будущего времени вместо
прошедшего, одни формы наклонений в значении других. |
Причастие |
Причастие как особая форма глагола: общее значение,
морфологические признаки, синтаксическая роль. Действительные и страдательные
причастия, их образование. Краткие страдательные причастия, их роль в
предложении. Причастный оборот. |
Распознавать причастия, определять их
грамматические признаки; различать причастия действительные и страдательные,
полные и краткие; правильно образовывать и употреблять в речи причастия и
причастные обороты; соблюдать нормы употребления кратких причастий. |
Деепричастие |
Деепричастие как особая форма глагола: общее
значение; морфологические признаки, синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и
несовершенного вида, их образование. Деепричастный оборот. |
Распознавать деепричастия, определять
их грамматические признаки; различать деепричастия совершенного и
несовершенного вида; правильно образовывать и употреблять их в речи, в т. ч.
деепричастия с суффиксом -ся (-сь), деепричастный оборот. |
Наречие |
Наречие: общее значение,
морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды наречий по значению
(образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени). Степени
сравнения наречий. Способы образования наречий. Ударение в наречиях. Наречие
как средство связи предложений в тексте, а также как способ повышения
изобразительности речи и выражения оценки. |
Распознавать
наречия, определять их грамматические признаки; различать разряды наречий по
значению (образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени), наречия в сравнительной и превосходной
степени; определять способы образования наречий, правильно образовывать
наречия; правильно и уместно употреблять наречия (в т. ч. в форме
сравнительной и превосходной степени) в речи; использовать наречия как
средство связи предложений в тексте, а также как способ выражения оценки и
повышения изобразительности речи. |
Предлог |
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления отдельных предлогов в
русском языке (в сопоставлении с украинским). Употребление предлогов в,
на, с, из. Употребление существительных с предлогами по, благодаря,
согласно, вопреки. Использование в речи предлогов-синонимов. |
Распознавать
предлоги; правильно и уместно употреблять предлоги в речи, в т. ч. и те,
употребление которых не совпадает в русском и украинском языках, а также
предлоги в, на, с, из; правильно употреблять имена существительные с
предлогами по, благодаря, согласно, вопреки; использовать в речи
предлоги-синонимы. |
Союз |
Союз как служебная часть речи. Союзы
сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном
предложениях. |
Распознавать союзы и определять их вид; правильно
использовать союзы для связи слов в предложении и предложений в тексте;
употреблять в речи союзы-синонимы. |
Частица |
Частица как служебная часть речи. Формообразующие,
отрицательные и модальные частицы. Употребление частиц в речи. |
Распознавать
частицы, их разряды по значению; правильно использовать частицы в речи, в том
числе как средство повышения выразительности речи. |
Междометие |
Междометие, его особенности. Звукоподражательные слова, их назначение в речи. |
Распознавать междометия; уместно использовать
междометия в речи, в т. ч. для повышения выразительности речи. |
Синтаксис. Словосочетание. Предложение |
Словосочетание. Строение и виды словосочетаний по
способу выражения главного слова. Словосочетания, в которых допускаются
ошибки в форме зависимого слова (в т. ч. словосочетания, различающиеся в
русском и украинском языках). Использование в речи синонимичных
словосочетаний. Предложение, его роль в языке. Виды предложений по
цели высказывания; восклицательные предложения. Риторический вопрос.
Предложения двусоставные и односоставные, простые и сложные предложения. Порядок
слов в предложении. Логическое ударение. |
Различать словосочетание и предложение, главное и
зависимое слово в словосочетании, типы словосочетаний по способу выражения
главного слова; различать предложения разных видов (по цели высказывания, по
наличию или отсутствию эмоциональной окраски, по характеру грамматической
основы, по количеству грамматических основ). Правильно строить, распространять и использовать в
речи словосочетания, в том числе словосочетания, в которых допускаются ошибки
в форме зависимого слова, и словосочетания, различающиеся в русском и
украинском языках; употреблять синонимичные словосочетания. Правильно строить и употреблять в речи предложения
изученных видов с учётом сферы их использования; использовать логическое
ударение и порядок слов для повышения точности и выразительности речи. |
Двусоставное простое предложение Главные и второстепенные члены предложения |
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и
именное). Второстепенные члены предложения: определение,
дополнение и обстоятельство. Приложение как разновидность определения. Виды
обстоятельств (по значению). Сравнительный оборот. |
Определять структуру простого двусоставного
предложения; распознавать главные
(подлежащее и сказуемое) и
второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство), определять
виды главных и второстепенных членов; правильно строить и использовать в речи
предложения с разными видами главных и второстепенных членов. |
Односоставные предложения |
Односоставные простые предложения с главным членом в
форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные)
и подлежащего (назывные), их роль в языке. |
Распознавать односоставные предложения и определять
их виды (в том числе в составе сложного); правильно и уместно использовать односоставные
предложения разных видов в речи. |
Неполные предложения |
Неполные предложения. |
Распознавать неполные предложения; правильно и
уместно использовать неполные предложения в речи, в том числе в диалоге, а
также в составе сложных предложений для предупреждения неоправданных
повторений. |
Предложения с однородными членами |
Однородные члены (с союзной, бессоюзной и смешанной
связью). Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными
членами. |
Находить однородные члены предложения
(распространённые и нераспространённые), разные ряды однородных членов в
одном предложении, обобщающие слова при однородных членах; распознавать
однородные и неоднородные определения; правильно строить и уместно
использовать в речи предложения с однородными членами. |
Предложения с обращениями, вводными словами,
(словосочетаниями, предложениями) |
Обращение. Нераспространённое и распространённое
обращение. Вводные слова (словосочетания, предложения). |
Находить обращения, вводные слова (словосочетания,
предложения); распознавать распространённые и нераспространённые обращения,
определять значение и цель использования вводных слов (словосочетаний,
предложений); в предложении и тексте; правильно
и уместно использовать в речи обращения и вводные слова (словосочетания,
предложения), в том числе для передачи отношения к адресату речи;
использовать синонимию вводных слов как средства связи предложений в тексте. |
Предложения с обособленными членами |
Понятие об обособлении. Обособленные второстепенные
члены (в т. ч. уточняющие):
определения, приложения, обстоятельства. |
Находить обособленные и уточняющие члены
предложения; распознавать обособленные определения, приложения,
обстоятельства; правильно строить и уместно использовать в речи предложения с
обособленными и уточняющими членами предложения. |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь |
Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой
речи. Замена прямой речи косвенной. Цитата как способ передачи чужой речи. |
Находить слова автора и прямую речь, предложения с
косвенной речью; заменять прямую речь косвенной; правильно использовать в
речи цитаты. |
Сложное предложение Сложносочинённое предложение |
Сложное предложение и его признаки. Основные виды
сложных предложений. Сложносочинённое предложение; его строение и средства
связи в нём. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. |
Различать сложные предложения разных видов, находить
сложносочинённые предложения в тексте; определять структуру сложносочинённого
предложения и указывать средства связи его частей; правильно и уместно
использовать в речи сложносочинённые предложения. |
Сложно- подчинённое предложение |
Сложноподчинённое предложение, его строение и
средства связи. Место придаточной части по отношению к главной. Основные виды
придаточных: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места,
времени, образа действия и степени, сравнительные, причины, следствия, цели,
условия, уступки). Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. |
Распознавать сложноподчинённые предложения в тексте;
определять структуру сложноподчинённого предложения и указывать средства
связи его частей; распознавать
сложноподчинённые предложения с разными видами придаточной части; определять
место при даточной части по отношению к главной; правильно и уместно
использовать в речи сложноподчинённые предложения (в т. ч. и с несколькими
придаточными). |
Бессоюзное сложное предложение |
Бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения
между его частями. |
Находить сложные бессоюзные предложения и определять
смысловые отношения между частями; правильно и уместно использовать
бессоюзные предложения в речи. |
Сложное предложение с разными видами связи |
Сложное предложение с разными видами союзной и
бессоюзной связи. |
Распознавать сложные предложения с разными видами союзной
и бессоюзной связи; устанавливать смысловые отношения между частями сложного
предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи; уместно использовать
сложные предложения с разными видами связи в речи. |
3.
Правописание |
||
ОРфография |
Безударные гласные в корне слова. Согласные в
корне слова. Гласные и согласные в префиксах. Гласные после шипящих и ц.
Гласные и, ы после ц. Гласные (не
после шипящих) в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов и
причастий. Согласные (кроме н) в суффиксах существительных и
прилагательных. Гласные е, и в окончаниях слов.
Одна и две буквы н в суффиксах. Буквы ъ и ь.
Употребление прописных букв. Различение на письме приставок не-
и ни- в местоимениях и наречиях и частиц не и ни.
Слитное и раздельное написание не и ни со
словами. Дефис между частями самостоятельных слов, между словами и в
служебных словах. Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных
и служебных слов. Непроверяемые орфограммы в словах. Перенос слов.
Соединительные гласные в сложных словах. |
Распознавать изученные орфограммы и объяснять их
с помощью правил; правильно писать слова с изученными орфограммами, находить
и исправлять орфографические ошибки на изученные правила. |
ПУНКТУАЦИЯ |
Знаки препинания в простых предложениях (в конце
простого предложения; тире между подлежащим и сказуемым; написание одиночных
приложений через дефис; приложения, выделяемые кавычками; выделение запятыми
сравнительного оборота; тире в неполных предложениях; запятая между
однородными членами; двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с
однородными членами; знаки препинания при обращении; знаки препинания при
вводных словах (словосочетаниях, предложениях); знаки препинания при
обособленных членах предложения). Знаки препинания в сложных предложениях (между
частями сложносочиненного предложения; между главной и придаточной частью
сложноподчиненного предложения; в бессоюзных предложениях; в сложном
предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи). Знаки препинания при прямой речи, диалоге и
цитатах. |
Распознавать изученные пунктограммы и объяснять
их с помощью правил; правильно ставить знаки препинания на изученные правила;
находить и исправлять пунктуационные ошибки. |
Директор
Інституту інноваційних
технологій
і змісту освіти О.А.
Удод